Касательно возвращения смертной казни можно сказать следующее. Сугубо юридически это невозможно сделать, так как действует четкое решение Конституционного суда, которое в 2009 году бессрочно продлило мораторий на ее применение вплоть до принятия закона об её отмене. Иначе говоря - пока нет закона, действует мораторий, когда будет принят закон - отмена состоится законодательно.
Однако в последние годы относительно аккуратное отношение к действующему законодательству сменилось на целесообразность. Что, кстати, дополнительным штрихом показывает отчаянное положение, в котором оказался режим. Он уже не в состоянии управлять системными методами, поэтому переходит к чрезвычайным.
Поэтому юридическое основание довольно просто может быть подавлено политическим решением. Если оно будет принято - никакие решения Конституционного суда не станут преградой. И в этом смысле вероятность возвращения смертной казни не выглядит совсем уж незначительной. То, что в конституции содержится норма, согласно которой смертная казнь может применяться только за тяжкие преступления против жизни, тоже никого не должно успокаивать. Очень просто и легко крамола (то есть, политические преступления против правящего режима) может быть приравнена к таковым. И это не гипотетическая история: когда Навального или Кагарлицкого объявляют террористами, до применения к ним узаконенной смертной казни остается микроскопический шаг.
Прямо сейчас угроза возвращения смертной казни очень велика: теракт государство явно "прошляпило", все без исключения структуры провалились, в очередной раз встал крайне неприятный вопрос о том, что бизнес "социально безответственнен", что выразилось в тотальном несоответствии самым элементарным нормам безопасности здания Крокуса - в общем, неприятные вопросы нужно закрыть взрывом психоза в нужном направлении. Возвращение смертной казни вполне может такой психоз инициировать, и за его обострением все неудобные вопросы уйдут на второй план.
А если в качестве исключения (у нас очень любят исключения) применить смертную казнь к террористам из "Крокуса" - то градус обожания "твердой руки" взметнется до термоядерных высот.
! Орфография и стилистика автора сохранены