Футбол не покидает страниц этого Фейсбука, хотя автор не болельщик. Дело не в спорте (как таковом), а в загадке "социального портрета" самого футбольного шоу.
Думаю, что тема социальной ответственности и вывела на поле ребят из "Pussy Riot", попытавшихся вписать страсти чемпионата в общий политический контекст. "Доходяги" из "концлагеря" (пользуясь метафорой Виктора Шендеровича) напомнили шумным трибунам - в каком убийственном, "концлагерном" антураже проводится их игра. И это не просто жест абстрактного протеста, - это попытка вернуть спортивное событие к репрессивной российской реальности.
Попытка обречённых. С тем же успехом можно было трясти наркомана под кайфом, вырывая его из счастливых снов. Ничего кроме раздражения и ненависти это вызвать не могло.
Ясно, что футбол апеллирует к национальной общности, но в разных странах эта общность имеет разную природу. Наблюдая за ликованием французов на Елисейских Полях, понимаешь это особенно четко.
Футбольные победы мобилизуют политическую нацию в целом. Вопрос только в том – какова эта нация. Достойна ли она побед, которые работают на неё, продвигая её интересы в мире.
В картинах французского ликования (лично для меня) - ответ, почему я никогда не смог бы стать болельщиком российской команды.
Принадлежность к национальному "мы", которое навязывает обществу чемпионат, - это (прежде всего) чувство причастности к политической нации в целом. Но ничего кроме горечи и презрения политическая нация в России сегодня вызывать не может.
Невозможно болеть за "наших" - и не болеть за Россию. Как невозможно болеть за французскую сборную - и не болеть за Францию. Такова природа большого спорта, - где люди с "пивным животом" идентифицируют себя с командой на поле, а те, кто с трудом оперирует двузначными числами, с радостью (когда-то) болел за победу "наших шахмат".
Глубокое психологическое слияние масс в общее национальное "МЫ" – в природе футбольного шоу.
У меня, разумеется, тоже есть чувство причастности к политической нации, но ничего кроме стыда за неё и общего позора - меня с ней не связывает.
Поэтому те, кто болел "против России", мне понятнее, чем те, кто пытался отделить футбольных "наших" от "наших" в политике.
Гордиться победой команды - и презирать политическую нацию в целом, которую она представляет в мире, - на мой взгляд, "извращение".
Мифологией "наших" прекрасно пользуется власть, затевающая "мундиали" именно ради "возгонки" национальной гордости (вопреки общему развалу). Но презирая отечество в его нынешнем состоянии, совершенно невозможно сливаться с массами в чувстве гордости за Россию и её "победы".
Есть и другая причина для футбольного скепсиса.
Спортсмены (разумеется) вправе гордиться мастерством и голами. Но я совершенно не понимаю, как связано их мастерство с ликованием сотен тысяч фанатов и воплями "Россия, вперед!"
Фиктивный перенос отношения к стране в целом - на мизерную (спортивную) сферу жизни - выглядит не просто глуповато. Но кажется откровенной манипуляцией общественным мнением.
Праздновать победу России в момент, когда она сидит в глубокой заднице, - занятие не для слабонервных. Шендерович ещё ищет какой-то баланс политики и футбола, но российская "массовка" давно потеряла остатки разума.
Чудесный Акинфеев может сколько угодно отбивать мячи гениальной пяткой, но к России в целом, к её мифическим "победам" и курсу "вперёд!" - его игра не имеет ни малейшего отношения. Его личная нога - не повод для общей гордости.
Акция ребят из "Pussy Riot" - именно об этом. Она выглядит отчаянной попыткой вернуть миллионы сограждан - к реальным очертаниям событий. К их реальному масштабу. Напомнив, что футбольное шоу - всего лишь мизерная часть того тотального российского позора, в контексте которого оно разыграно.
Спорт – не "вне политики", он её составляющая. Позорная или победная, - зависит от конкретного национального контекста. Спасибо участникам группы за это напоминание.
! Орфография и стилистика автора сохранены