Заголовок первой главы великого булгаковского романа: "Никогда не разговаривайте с неизвестными", стоило бы включить в памятку для начинающего пользователя соцсетей, что помогло бы новичку сохранить изрядную долю здоровья, нервов и веры в людей. Поскольку сегодня ситуация такова, что с вероятностью 90% этим неизвестным окажется бот, выращенный в лаборатории Ольгино, на окраине Петербурга, где сотни молодых людей, круглосуточно, сменяя друг друга строчат десятки тысяч постов и комментариев к чужим постам, прославляя Путина, ругая Порошенко и обвиняя во всех бедах человечества США и персонально Обаму.
Основная цель – раскрутить "спираль молчания", создать вот эту видимость 86% поддержки Путина, которую затем проштампует ВЦИОМ, придав этому мнимому единодушию статус "научного факта".
Другая, не менее важная цель – разрушить пространство диалога в русскоязычном мире, отбить охоту вступать в дискуссии, постоянно мешать людям разговаривать. Ольгинские боты решают эти задачи в сети, а в телеэфире эту функцию берут на себя шоумены типа Соловьева, Толстого и Норкина, которые поставили на поток производство псевдодискуссий, в которых против своры эфирных ботов выпускают одного-двух искренних людей, пытающихся думать в эфире. Опытный шоумен немедленно нахлобучивает на такого искреннего человека клоунский колпак, и показывая на него пальцем, гогочет: "Нет, вы посмотрите на этого клоуна – он в эфир думать пришел – нашел место!".
Впрочем, в российском телевизоре есть экспериментальная площадка, на которой силы людей и ботов почти уравниваются. В передаче Валерия Фадеева "Структура момента", которая выходит на первом канале, иногда против трех людей выпускают трех ботов. "Почти" уравниваются потому, что ведущий всегда играет на стороне ботов. Но, несмотря на такое относительное равенство сил, дискуссия все равно невозможна, поскольку боты на нее неспособны, так как они запрограммированы на разрушение дискуссии, а не на ее ведение.
В "Структуре момента" от 19.05.2015 со стороны людей были журналист Станислав Кучер, заместитель директора ИНИОН Татьяна Пархалина и американский журналист Майкл Бом. В команде ботов – коммунистический депутат Госдумы Леонид Калашников, пиарщик и политтехнолог Константин Костин и депутат Госдумы от ЛДПР Леонид Слуцкий. Говорили, естественно, про США (обсуждали, чего это вдруг Керри и Нуланд приехали) и про Украину (беспрерывно икалось Порошенко).
Тон разговору задал Фадеев, назвав Викторию Нуланд любительницей мучного. От команды ботов первым в атаку пошел, как и положено коммунистам депутат Калашников. Он объяснил, что Америка поняла свой провал, увидела, что весь мир поддерживает Россию и, побоявшись остаться в стороне, приехала в центр принятия мировых решений, то есть в Россию. Похвалив США за сообразительность, коммунистический депутат Калашников тут же возмутился поведением Порошенко, который сидит в Нормандской четверке (тут депутат Калашников сложил руки на столе и придал лицу дурацкое выражение, показывая как возмутительно, глупо и лицемерно президент Украины сидит в этой самой Нормандской четверке) в то время, как он должен вести переговоры с лидерами "ДНР" и "ЛНР".
Чтобы президенту Порошенко было на кого равняться, коммунистический депутат Калашников привел в пример президента Азербайджана Гейдара Алиева, который не гнушался вступать в переговоры с мятежной оппозицией, а и результате этих переговоров, как объяснил Калашников, мятежная оппозиция была разоружена, а потом и вообще ликвидирована.
Странно, что депутат Калашников отправил президента Украины перенимать далекий азербайджанский опыт, когда в России своего опыта успешных переговоров с сепаратистами более чем достаточно. Об этом дипломатическом переговорном искусстве много могли бы рассказать президенты Чечни Джохар Дудаев и Аслан Масхадов, если бы каждый из них не был бы уничтожен в ходе весьма продолжительных дипломатических переговоров.
Если со стороны ботов главным спикером был депутат Калашников, то с другой стороны бремя лидерства взял на себя журналист Станислав Кучер, который в отличие от оппонентов все время пытался думать в эфире. А поскольку думание это процесс довольно хлопотный и длительный, то несмотря на хороший русский устный, профессиональный телеведущий Станислав Кучер не мог переспорить своих оппонентов, которые постоянно швыряли в него короткими ударными фразами из методичек.
Журналист Кучер пытается сформулировать свою позицию, вспоминая, как он в начале 90-х в "Комсомолке" выступал против огульного преклонения перед США, а сейчас выступает против того, чтобы считать США главным злом на земле. "Америка не является единой кремлевской башней", -продолжает думать в эфире Станислав Кучер, и задает вопрос - "почему мы все время говорим и думаем об Америке, в то время как надо говорить и думать о себе, как это делает та же Америка? Зачем мы ищем все время внешнего врага?".
В ответ на размышления Кучера, обращенные к левому полушарию мозга телезрителей, к тому, где должна квартировать логика, следует разудалый ответ Калашникова в область правого полушария, включающего эмоции и образы: "Нас тысячу лет пытались завоевать, поэтому мы всегда противостояли внешней агрессии, а сами ни на кого не нападали". В формате телешоу невозможно вдаваться в исторический экскурс и объяснять, как получилось, что вечно смиренная и никого не захватывающая Россия стала обладательницей самой большой в мире территории. Поэтому в этом обмене репликами слово остается за командой ботов.
Человек думающий внешне всегда проигрывает боту, как человек, пытающийся играть в шашки обязательно проиграет сопернику, который на той же доске играет в "Чапаева". Думающий человек пытается искать истину, поэтому он не всегда уверен в своей правоте и больше задает вопросы. У бота есть готовые ответы на все вопросы, поскольку эти ответы он ищет не в реальной жизни, где эти ответы находятся в результате мучительного поиска, а в методичке, где эти ответы сформулированы кратко и ясно.
Журналист Кучер задается вопросом, почему, если истина на нашей стороне и интересы украинского народа защищает Россия, а не США и Европа, почему в этом случае наши спецслужбы и наша дипломатия не смогли переиграть спецслужбы и дипломатию Запада и уступили противнику влияние на Украину.
В ответ из команды ботов прилетает мгновенная цитата из методички, озвученная политтехнологом Костиным: "Я потому что у нас нет привычки выкручивать руки и влезать в чужие дела". Поскольку даже простое перечисление народов, которым наша страна только за последние сто лет "выкрутила руки" и перечисление стран, в чьи дела наша страна "влезла", заняло бы время, сопоставимое с продолжительностью всей передачи, видимо, поэтому данная цитата из методички осталась без ответа, что вполне могло произвести на телезрителей впечатление, что в дискуссии ботов и людей опять выигрывают боты.
Бот никогда не ошибается, поскольку все, что он говорит, находится вне логики и никак не соотносится в реальностью. Думающий человек ошибается регулярно и часто говорит вещи странные и удивительные. Тот же журналист Станислав Кучер, который постоянно пытался думать в эфире, поделился своими мыслями о том многополярном мире, который был бы по его мнению правильным и полезным для человечества. В этом мире, по мнению Станислава Кучера, должны быть три полюса: США, Китай и Россия в качестве лидера объединенной Европы. Если бы журналист Кучер добавил, что это мир его патриотической мечты, то эта диковинная конструкция стала бы понятной. Поскольку речь шла не о воображаемом Граде Китеже, а о реальности, то гипотеза о том, что России надо бы возглавить Европу, выглядит примерно так же осуществимой сколь вероятна перспектива журналиста Станислава Кучера воссесть в ближайшее время на Папский престол.
Во время передачи был миг, когда казалось, что журналисту Кучеру удалось создать реальное пространство дискуссии. Когда он смог навязать разговор не о том, как ужасны США и как плох Порошенко, а о том, что должна была бы сделать Россия, чтобы урегулировать конфликт в Украине. Но это был именно миг, поскольку боты быстро оправились и снова стали цитировать методички, а в ведущем Валерии Фадееве вдруг проснулся Владимир Соловьев и заявил, что "у нас очень хорошие танки и ракеты, и именно они являются гарантией урегулирования украинского конфликта.
После этих слов стало понятно, что дискутировать не о чем, поскольку для людей дискуссия является местом поиска истины, или на худой конец, местом обнародования своего мнения, а для ботов это спецоперация, в которой боты, то есть солдаты информационных войск, координируют свои действия с танкистами и ракетчиками. Какая уж тут может быть дискуссия.