Человечество может все. Оно может обуздать атом. Отправить человека на другой каменный шар в Солнечной системе и вернуть его назад. Расшифровать геном. Найти бозон Хиггса. Создать искусственный интеллект. Сделать пластиковое сердце и поставить его взамен живого. Придумать оружие, способное уничтожить планету. Вывести спутник за пределы влияния солнца. Клонировать живой организм.

Человечество может все.

Единственное, чего оно не может — найти защиту от Инициативного Дурака.
Инициативный Дурак — это заболевание этой планеты. Её вирус. Его нельзя уничтожить. И никто не может понять, как он размножается.
Третий день на входе в пресс-центр у меня происходит один и тот же разговор:
— У вас пропуск вчерашний.
— Естественно. Потому что, чтобы получить сегодняшний, мне нужно войти внутрь.
— Можно Ваше удостоверение?
Так как я в штате нигде не состою, все удостоверения у меня просроченные.

В итоге Инициативный Дурак, поставленный следить за тем, чтобы в пресс-центр не дай бог не проник Провокатор (именно так, с большой буквы, Таинственный и Страшный Провокатор, которого все ловят, предпринимают все меры к его непроникновению,

но которого так ни разу нито еще не видел, хотя сомневаться в его существовании означает стать провокатором самому) разворачивает меня назад.

Спорить неохота. Доказывать очевидное — у меня на лбу написано, что я журналюга (да и на жилетке, собственно, тоже) — неохота. Инициативный Дурак победил. Недопустил. Потому что циферки на буковках не те. Его поставили тут стоять и охранять — он стоит и охраняет.

Другой Инициативный Дурак обязательно проверит твой пропуск на входе в Майдан. И решит, можно тебе пройти на танцующую площадь, или нет. Особенно это развлекает, когда возвращаешься с баррикад. Вот тогда реально не понимаешь, что происходит: "***! Да ты ох.рел что ли???

Я — москаль! — полдня торчал сегодня на ваших баррикадах, а ты тут стоишь за километр от драки и решаешь, достоин я пройти или нет??"

Третий сегодня решил, что снимать один из плакатов мне не стоит. "Это не интересно", говорит. И загородил плакат рукой. На мою реплику, что, может быть, я буду сам решать, что мне интересно, а что нет, показал бейджик с надписью "охорона".

Каждый второй пролетарий, которому вдруг попала в руки минимальнейшая — постоять в каске на входе на игрушечные баррикады — власть, теперь обязательно считает своим долгом решить за меня, что мне интересно снимать, а что нет, куда я могу проходить, а куда нет, и достоин ли я посетить то или иное мероприятие или нет. При это даже не задавая себе вопрос, в чем смысл всех этих его действий. Но зато он, совершенно не понимающий, как работает инфопространство, теперь, по факту, решает, как инфопространству работать.

Будет ли интервью с Кличко в "Форбсе" или не будет, решает совсем не главный редактор "Форбса", как ему, вероятно, наивно кажется, а Инициативный Дурак на входе в пресс-центр.

Вместо того, чтобы брать власть, они проверяют циферки на бумажках у журналистов и не дают снимать плакаты.

Бюрократия погубит эту революцию. Обязательно.

Но защиты от Инициативного Дурака, как мы знаем, не существует.

Аркадий Бабченко

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены