В Россию пришел август. Снова трагический, драматический. Впрочем, уже в конце июля стало понятно, что и столь редкая в нашем северном краю теплая, солнечная погода может не только вначале радовать, но и потом приводить к засухе и наконец к апокалиптическим, высотой в десятки метров волнам огня, не щадящих ни лесов, ни целых деревень и поселков.
На фоне катастрофического разгула стихии меркнут все другие события минувшей недели. Очередная бессмысленная и беспощадная гулянка в День ВДВ. Возмутивший блогеров арест рэпера Noize MC, нелицеприятно отозвавшегося о волгоградской милиции: получилось, что теперь милиционеры могут и подвергнуть цензуре выступления музыкантов. Или волна силовых задержаний и даже арестов антифашистов, журналистов и эколога Евгении Чириковой в связи с так называемым химкинским делом. И даже очередной жесткий разгон митингов в Москве и Санкт-Петербурге в рамках кампании "Стратегия-31", "гвоздем" которых стал милицейский прапорщик, бивший людей в лицо и дравший за волосы с рыком: "Ну, кого еще? Хорьки, мля!"
"Дым становится интенсивней, и вокруг становится темнее, хотя абсолютно светлое время суток. Слышен нарастающий гул, — пишут очевидцы пожара. — Постепенно вокруг все реально становится темным, как будто затмение солнца. Появляется красное зарево над лесом, как будто заря. Гул нарастает и становится ближе. Вот уже над лесом за деревьями видны языки пламени. Усиливается ветер, постепенно переходя в ураганный. Поднимается вся пыль, в глаза дует, трудно становится видеть. Затем как-то отовсюду огонь проступает... сверху. Выглядит это, как пламя высотой с десятиэтажный дом. И хоть мы стоим метров за 50 перед лесом, ощущается жар от этого пламени. Пламя проступает со всех сторон, спереди, сбоку, справа.
Все эти лопатки, гидранты, шланги от пожарной машины выглядят перед 20 метровым пламенем все равно что зубочистка перед слоном. Люди все понимают и начинают бежать, пожарные нам орут: убегайте. Мы бежим по улице к машине, она осталась в начале улицы. Все это время дует сильнейший ветер с песком и пылью. Садимся в машину, а сверху от этого безумного пламени летит множество горящих веток, каких-то обломков на дома. В общем, полное ощущение ада вокруг.
Когда отъезжаем, с левой стороны уже горит поле и заборы, прямо рядом с дорогой. Мы понимаем, что Верхней Верее конец".
Потом на пожарища пришли фотографы, запечатлевшие ужасные, сравнимые с последствиями войны, сцены: одинокие печные трубы на месте домов, опаленные кочаны капусты, заживо изжарившиеся животные, остовы обгоревших машин. И обугленные кости одинокой старушки, не сумевшей убежать от огня. Нечто, напоминающее печи Бухенвальда.
"Конечно, природа виновата, конечно, это жара, поэтому ответственных среди чиновников нет, — пишет блогер viking-nord, — ну ровно так же, как зимой, когда неожиданно приходит холод. Еще в 2002 году говорилось о заболачивании торфяных участков в Подмосковье, выделялись деньги, но несколько лет проносило, поэтому к жуликам, освоившим эти деньги, не было привлечено внимание.
Шойгу уже лет 20 сидит на посту Министра по чрезвычайным ситуациям, побил рекорд Брежнева, но горит все: леса, клубы, социальные учреждения, — и ни разу он не понес за это ответственность.
К нему вопросов море... Где пожарная авиация? Почему именно силами его любимой "Единой России" вопросы борьбы с лесными пожарами были отнесены к полномочиям нищих муниципалитетов? Почему была проведена дурацкая реформа управления лесным хозяйством?"
"Клептократия заинтересована в торфяных пожарах: чем хуже людям, тем больше можно под это "освоить" бюджетных денег, — считает экономист Михаил Делягин. — Вот, подмосковный губернатор Громов (зам которого обвиняется в хищении 20 млрд. ДОЛЛАРОВ, при котором один из богатейших регионов России стал практически банкротом, а в Химках были физически истреблены руководители независимых СМИ) практически вымогает у Путина 20—25 млрд рублей.
Между тем существует крайне дешевый и весьма надежный способ тушения торфяных пожаров.
Понятно, что он не нужен ворам.
Пусть люди горят заживо, пусть теряют все, что у них есть, зато их трагедиями можно обосновать распил все новых бюджетных денег.
Интересно, а не-воры в государственном управлении на должностях, позволяющих спасать жизни людей, остались?"
"Да, правительство не виновато в жаре и в том, что так много пожаров, — пишет в своем интернет-дневнике сценарист Олег Козырев. — Это стихийное бедствие, да, с элементами людской безалаберности, но все же природа есть природа.
Но жертв было бы существенно меньше и помощь оказывалась бы существенно быстрее, если бы в России наконец были построены нормальные дороги. Меж тем ни одной скоростной трассы даже в стране нет. Годы нефтяного изобилия ушли куда угодно, но только не на долгосрочное развитие страны и на дороги в частности.
Надо осознать, что изменение законодательства об охране леса от пожаров — это политическая ошибка нынешних властей, последствия которой мы наблюдаем сегодня. Такая же ошибка — желание все укрупнить и забрать из сел все пожарные машины. При отсутствии нормальных дорог это лишает защиты самую незащищенную от пожаров часть населения страны — жителей деревень.
Поразила чудовищная медлительность властей. Почему не введены войска для помощи и эвакуации? Почему милиция и ОМОН гоняется за оппозицией, а не помогает людям?
Наконец, пора бы уже подумать о волонтерах, о координации их деятельности. Не ехать же людям дикарями в зону пожаров, тем самым лишь увеличивая риски добавить число жертв пожаров.
Почему крайними назначили муниципалитеты? Если уж зашла речь об отставках, где рапорт Шойгу, где рапорт Путина, где извинения перед страной политпартии "Единая Россия", принимавшей изменения в законах?"
"Оказалось, у МЧС не хватает пожарных машин, — пишет издатель Андрей Мальгин, — нет техники тушить лесные пожары.
Как так случилось? Объясняют, что у них не было денег. Были!
Заглянем на сайт госзакупок и посмотрим, что покупал за последний год МЧС. Ну, скажем, отдел № 72 Федеральной противопожарной службы купил себе джип Hyundai Tucson,
цвет черный, кожаная отделка салона и руля, автоматическая КПП, электропривод и подогрев зеркал, аудиоподготовка на шесть динамиков, CD/DVD/Mp3, автоматические шторки и т. д. — опции на трех страницах. Цена божеская — 872 000 рублей".
"Я много слышала, что этим летом от жары и засухи горят поля, дома, — пишет блогер o-liska, одна из первых организовавшая частную, гражданскую помощь погорельцам. — Но это все было как-то далеко и не очень понятно.
Вчера мне написал друг из Рязанской области, что в соседнем селе — большом и зажиточном — сгорело 60 домов. Сначала я не могла это осознать, потом поговорила с главой поселка. Женщина измученным голосом сказала, что да, сейчас 122 человека осталось без каких-либо вещей и временно ищут крова кто у родни, кто у друзей, кто еще где-то по соседним селам. Эти 122 человека — в основном старички и старушки, одни доживавшие свой век в бревенчатых избах Рязанщины. И сейчас у них нет ни одежды, ни посуды, ни-че-го, полная нищета в одночасье.
Пожалуйста, давайте проявим состраданье. Все, что мы можем — это максимально быстро собрать вещи, которые облегчат их быт хоть в первое время".
Осознав масштаб происходящей в стране катастрофы, президент Медведев вначале отправился в отпуск, а потом немедленно вернулся и снял с должностей ряд офицеров, виновных в пожаре на крупной военной базе. А премьер Путин поехал в наиболее пострадавшую Нижегородскую область, где, наверное, впервые за многие годы столкнулся с настоящим, а не "специально подготовленным" народом.
На размещенном в Интернете видеоролике (разумеется, не показанном по телевизору) видно, как погорельцы буквально атакуют Путина и губернатора Нижегородской области Шанцева, в конце призывая "вешать за яйца такое начальство".
"От очевидца — у горисполкома в Шанцева и Соколова кидали бутылками, обоим попали по лицу, — пишет блогер irka-knopkina. —
Раев сказал в Жуковке людям, чтобы взялись за руки и не пропускали огонь... и после этого еле уехал, на него там напали..."
Лицо Путина выражает ужоснах, — замечает лидер движения "Мы" Роман Доброхотов. — В последний раз он общался с живыми людьми в Видяеве в 2000 году, с женами погибших моряков. Тогда Путин тоже был крайне растерян и, когда аудиозапись в эфире включил Первый канал, позвонил в редакцию и стал возмущаться, что "наняли бл*дей по 100 долларов, чтобы его дискредитировать". И Первый канал перешел под Кремль. Но YouTube не закроешь. Хотя и пытаются".
Осознавая свою ответственность и пытаясь загасить недовольство, "высшее начальство" пробует "залить пожар деньгами", обещая всем пострадавшим оперативно возвести новые дома и выделить внушительную по меркам глубинки помощь — примерно четверть стоимости того самого Hyundai Tucson.
"Репортаж об общении Путина с погорельцами произвел тяжелое впечатление главным образом демонстрацией абсолютной зависимости оставшихся без крова от монаршей воли.
Если в государстве, называющем себя развитым, жертвы пожара не осведомлены о том, что такое страхование жилища и всецело зависят от того, какую сумму назовет в разговоре с ними царь, это свидетельствует и об их бесправии, и о том, насколько царь заинтересован в сохранении их рабского статуса.
В не попавших в федеральные новости кадрах слышатся злые выкрики в адрес местного начальства. С чего бы это? Никто из них не выбирал Шанцева, им не дано такое право. Если они считают, что назначенный царем наместник, извините, обосрался в своей должности, то за все эти креатуры пусть спрашивают с царя", — замечает блогер object.
Также блогеры отмечали весьма странное (с точки зрения доселе бравурной пропаганды) поручение Путина установить видеокамеры на стройках новых домов для погорельцев с прямой трансляцией и в Белый дом, и в Интернет. Неужели нет доверия работе хваленой вертикали? Или сермяжная правда в том, что вся вертикаль только и держится на том, что потребляет, мягко говоря, сверх должностных окладов?
"Вчера видел разговор премьер-министра страны с ее президентом. Премьер-министр отчитался о выделяемой помощи жертвам пожара и добавил с тревогой: "Только вот люди боятся, что все деньги разворуют. Попрошу вас проконтролировать процесс". "Хорошо, — отвечает президент, — будем контролировать".
Все это транслируется по государственному каналу. Какой-то сюрреализм", — замечает политтехнолог Денис Шильников.
Апофеозом же "пожарной темы" стало обращение к высшему руководству страны от доселе неизвестного "писателя" top-lap, чья речь изобилует нецензурными выражениями: "В деревне при м*даках коммунистах, которых все ругают, было три пожарных пруда, висела рында, в которую били, если начинался пожар, и — о, чудо — была пожарная машина, одна на три деревни, правда, но была. И вот пришли господа демократы, и начался п*здец, первое, что сделали, — это засыпали пруды и продали эти места под застройку, пожарную машину тоже куда-то дели, а рынду заменили на телефон (модернизация бл*дь), только он ни х*я не работает, потому что забыли подключить".
Это обращение было передано через главного редактора радиостанции "Эхо Москвы" Алексея Венедиктова премьеру Путину, и… тот неожиданно ответил своим "комментарием" буквально через несколько часов: "Сегодня в конце рабочего дня, вдыхая, как и все москвичи, дым горящих подмосковных лесов, с большим интересом и удовольствием ознакомился с Вашей оценкой ситуации, которая сложилась в центральной России с лесными пожарами.
Справедливости ради, надо отметить, что таких высоких температур в России на протяжении 140 лет, а значит и при коммунистах, не было.
И это хотя бы отчасти оправдывает власть, которая, безусловно, несет ответственность за борьбу со стихийными бедствиями, но которая впервые столкнулась с такими масштабами и таким размахом стихии.
Однако в целом с Вашими замечаниями согласен.
Вы, конечно, удивительно откровенный и прямой человек. Просто молодец.
И Вы, безусловно, одаренный литератор. Если бы зарабатывали писательским трудом, могли бы жить, как и любимый писатель В.И. Ленина А.М. Горький, на Капри.
Однако и там Вы не могли бы чувствовать себя в безопасности. Поскольку и в Европе, и в США сталкиваются с такими же по масштабу природными катаклизмами. Достаточно вспомнить о том, как горели леса во многих странах Европы в прошлом и позапрошлом году.
Несмотря на все проблемы и трудности, надеюсь, до пенсии мы с Вами все-таки дотянем. Все необходимые денежные средства на преодоление последствий стихийного бедствия и решение других неотложных проблем уже направлены из федерального бюджета на счета пострадавших субъектов Российской Федерации.
При наличии Вашего адреса рынду получите у губернатора незамедлительно.
Искренне Ваш, В. Путин".
"Что бы народ у власти ни просил и какие бы разумные требования ни высказывал, максимум, что ему даст власть, — рынду, да и то при условии, что требующие рынду сдадут в компетентные органы свой адрес и все анкетные данные", — горько иронизирует Олег Козырев.
Вы можете оставить свои комментарии здесь