Если из всех событий минувшей недели — "горячих" и не очень — попытаться вычленить пару самых резонансных, то таковыми, несомненно, окажутся беспрецедентно жесткий и несправедливый приговор Сергею Мохнаткину и "партизанские" страсти в Приморье. Политизированные блогеры активно об этом писали, нередко увязывая одно с другим, несмотря на огромное расстояние между Москвой и Владивостоком: мол, свинцовые мерзости чиновничье-милицейского произвола так достали людей, что некоторые не выдерживают и, как встарь, уходят в лес.
Известие о первом реальном (не условном и не 15-суточном) тюремном сроке по итогам "Стратегии-31" повергло блогеров в шок.
Тем более что жертвой милицейско-судебной репрессивной машины стал вовсе не "несогласный" активист, а случайный прохожий. Сергей Мохнаткин приехал 31 декабря прошлого года в Москву из Тверской области, задумав встретить Новый год на Красной площади. Проходил мимо Триумфальной с бутылкой шампанского и баночкой икры. И увидел жуткую, немыслимую сцену: милиционеры грубо заталкивали в автобус 70-летнюю женщину-инвалида. Попытался вступиться за нее и был избит сам, посажен в тот же автобус, прикован наручниками к сиденью.
"Только что стало известно, что Сергей приговорен к 2,5 годам колонии общего режима за то, что (по мнению милиции и суда) слишком резко вступился за женщину, — пишет исполнительный директор движения "Солидарность" Денис Билунов. — У этого человека не было намерения участвовать в акциях оппозиции, и, возможно, он даже о них и не знал. Однако когда на его глазах милиционер принялся заламывать руку женщине, счел необходимым вмешаться. Вероятно, при этом проявил недостаточно уважения к стражу порядка — так или иначе, его не только приняли в автобус (или, как стали говорить на днях, путинваген), но и запомнили. А запомнив, не стали оформлять, как всем, административку, а завели уголовное дело.
Надеюсь, он сочтет возможным обжаловать решение Тверского суда. Всем надо проявить максимум усилий для того, чтобы оказать поддержку Сергею — от информационной кампании в его защиту до элементарной бытовой помощи.
Вчера активистка московского ОГФ Татьяна Кадиева сказала мне, что у Мохнаткина нет родственников, которые могли бы его поддержать".
"История Сергея Мохнаткина — апофеоз произвола, который власть творит на Триумфальной площади, — пишет член бюро движения "Солидарность" Илья Яшин. — Новогоднюю ночь Мохнаткин провел в отделении. После освобождения он написал заявление на милиционера, который его бил. Заявление приняли на рассмотрение, его пригласили на опознание, где… снова взяли под арест. По обвинению… в избиении того самого мента.
Вчера Тверской районный суд впаял Мохнаткину 2,5 года колонии. Можно теоретически предположить, что человек оказал сопротивление при задержании и ударил милиционера. Но только безумец поверит в то, что задержанный бросился с кулаками на здоровенных омоновцев внутри автозака. Это же не Рэмбо, в конце концов.
Если бы Мохнаткин и правда дал менту в глаз, он не вышел бы из отделения 1 января. Очевидно, немедленно было бы возбуждено уголовное дело и человека закрыли вплоть до суда.
Я уверен, что менты мстят ему за то, что решил "качать права" и написал заявление на избившего его сотрудника. Ну, и эффект устрашения, конечно, имеет место.
Судья вела себя крайне предвзято и отказалась принимать во внимание показания других задержанных, которые находились в автозаке с Мохнаткиным. По мнению судьи, их показания "не заслуживают доверия". А вот показания сослуживцев якобы избитого милиционера – заслуживают. Очень объективно.
Итог такой: дело шито белыми нитками. Мохнаткин – очередной политзаключенный путинской власти. Будем защищать человека и требовать отмены несправедливого приговора".
"Если все протестные группы и организации-участники С-31 не выработают в ближайшее время тактику освобождения простого честного мужика... и
если теперь все те, кто ставит себе в заслугу С-31, не организуют общественное мнение до такой степени, что власти будет поставлен ультиматум с требованием освобождения Мохнаткина, то С-31 можно будет считать похороненной для общественного понимания.
Фактически тупая путинская вертикаль приготовила подарок, возможность тем, кто так рвется в политику, показать, на что вы способны, показать стране оппозицию", — пишет блогер physik-alfa.
"Все удивлены строгим приговором Мохнаткину, возмущены, почему именно этому, не относящемуся ни к какому политическому движению человеку дали реальный срок, да еще и немалый, — пишет блогер efa2007. — А между тем все вполне объяснимо и логично. Все как раз вполне в рамках политики зомбирования обывателя, которую власть успешно проводит уже не первый год.
Это именно то самое "Дома надо сидеть!". И телевидение, и СМИ, и вот при возможности суд стабильно внушают людям мысль: "Сидите дома, смотрите Ледовое шоу и никуда не высовывайтесь. Политика — это грязное дело. Выборы ничего не решают. Политикой занимаются только мошенники, маргиналы и клоуны. Любой нормальный человек — вне политики. Вокруг на улице один ужас и кошмар — фашисты, скинхеды, готы, людоеды и пр.".
Какой, скажите, смысл сажать и запугивать тех, кто уже сделал свой выбор? Они испугаются? Испугаются их товарищи и не пойдут на Триумфальную? Как к этому отнесутся?
А сделать надо так, чтобы именно у любого случайного прохожего, у любого обывателя, узнавшего о Триумфальной, не возникло даже мысли пойти туда. Не возникло желания защищать оппозицию.
Ведь наш народ и так запуган, и так все время находится во власти конспирологических теорий и домыслов, которые успешно подпитываются спецслужбами еще со сталинских времен. Я помню себя, как боялась первое время, как искала взглядом агентов ФСБ и ЦРУ и микрофоны под столами. Я знаю вопросы, которые мне задают сейчас мои знакомые, какой страх у них. Я знаю, как напуганы были те же шахтеры первое время, сами себя испугавшись после 14 мая.
Так вот, этот приговор не для нас, а для тех, кто еще не определился. Чтобы боялись. Чтобы дома сидели. Вполне в рамках политики Путина".
"Вся Москва, вся страна и весь мир видят, как регулярно 31-го числа вооруженные молодчики из МВД, омоновцы жестоко расправляются с мирными демонстрантами, ломая при этом людям руки и разбивая головы, — пишет Сергей Давидис. — Мы не знаем ни одного решения суда, когда за незаконные задержания, за нанесение вреда гражданам во время незаконного разгона мирных собраний был наказан хоть один чекист, омоновец или другой сотрудник милиции. Таких примеров нет.
Мы видим явные пристрастность и нарушения закона со стороны суда, осудившего Мохнаткина. Сегодняшний приговор нельзя расценивать иначе как политически мотивированный, а значит, неправосудный. Он представляет собой акцию устрашения, и мы требуем немедленного освобождения Сергея Мохнаткина. Те, кто рассчитывает, что сегодняшний приговор Тверского суда может остановить граждан России, приверженных свободе и правам человека, глубоко заблуждаются. 31 июля нас будет больше".
"С*ка, — так характеризует судью Анастасия Рыбаченко. — Сегодня в Тверском суде был объявлен приговор. Человеку за 50 лет. Не судим ранее. Имеет постоянную работу и стабильный доход. Все это "приняла к сведению" судья. И дала два с половиной года.
Свидетельствам со стороны защиты о том, что Мохнаткина менты избивали, судья не поверила. Знаете почему? Ну конечно, это ведь повсеместная практика: свидетели со стороны обвинения – все менты. Наши судьи всегда верят только ментам. Потому что они одним миром мазаны. И менты-свидетели эти сегодня в суд не явились. Не явился и мент-"пострадавший". Адвокат у Мохнаткина – государственный. Сами знаете, что это значит. Мохнаткин сам отказался от платного адвоката. Знаете почему? Просто он не оппозиционер, потому был уверен, что раз ничего не совершил, то его оправдают.
Он не знал, что в суде у нас бессмысленно искать правосудия, а платные адвокаты ему обещали год условно. Сергей им говорил, какая вообще может быть судимость, если он ничего не нарушил???
Ну вот как можно было вынести такой приговор? Это поражает. Судья на вид — достойная женщина. А как узнаешь, что ни за что закрыла человека на два с половиной года, так и хочется сказать, что с*ка".
"Два года лагерей строгого режима дали русскому бородатому мужичку за то фактически, что территориально оказался на Триумфальной площади 31 декабря после 18 часов, — пишет лидер коалиции "Другая Россия" Эдуард Лимонов. — Я уже сидел в обезьяннике при дежурке в Тверском ОВД, когда его привели. Он сразу же попросил лист бумаги и стал писать жалобу на действия омоновцев, которые его задерживали. Из его переклички с дежурными милиционерами понял, что его пристегнули наручником к поручню сидения в автобусе и избили.
Мохнаткин сказал, что омоновцы потеряли из виду пристегнувшего его солдата и в отсутствие ключа вынуждены были разрубить цепочку зубилом, при помощи молотка. После того как Мохнаткин переписал два раза жалобу, милиционеры принялись составлять опись предметов, содержащихся в его сумке. Там была бутылка шампанского, небольшой пузырек с коньяком, нарезка колбасы, хлеб, еще какие-то продукты. Затем мужичка посадили со мной в обезьянник. Я только и успел спросить его, из какой он организации, а он успел ответить, что случайно шел по площади…
Под машину полицейского государства попал русский бородатый мужичок. Случайно, в новогодний вечер, с продуктами для новогоднего стола".
"Жуть, конечно. Но замечу, что самой незащищенной и подверженной опасностям категорией граждан в России являются вовсе не оппозиционеры, а такие вот простые граждане, которые "проходили мимо" и попали в замес, — пишет Михаил Пожарский. — У оппозиционеров есть поддержка СМИ, адвокаты, соратники по движению, определенный уровень юридической грамотности и примерное представление о том, как надо вести себя с ментами. Это все, конечно, не страхует, но все-таки… А простой гражданин, который всю жизнь "не высовывался", берет себе государственного адвоката, понадеявшись, что система "разберется" (ага, щас). Итог плачевен.
Случайно попасть под замес можно, конечно, не только на Триумфальной, а просто гуляя по улице и встретив милиционеров, которым приспичило выполнить план. Парадоксально, но факт — не высовываться в России опаснее, чем высовываться".
"Наверное, нет ни одного дела о милиционерах, избивавших людей, когда милиционеры в ответ не пытались бы завести дело на того, кого они избили, — пишет сценарист и сотрудник журнала The New Times Олег Козырев. — В этом эпизоде им удалось выиграть. И если будете идти мимо милиционеров, которые избивают женщину, а потом вас самого изобьют за сделанное замечание, перспектива известна. Ну, и какое в обществе после этого может быть отношение к милиции?"
"Такие вещи буквально не дают дышать, — пишет в своем интернет-дневнике телеведущая Ольга Бакушинская. — Я понимаю, это месседж всем нам. Не вякайте, не рыпайтесь, не ходите мимо, не заступайтесь за женщин, сидите в своей норке, и тогда вас посадят или убьют не сегодня, а завтра. Два с половиной года, и условно, дают в России представителю оккупационной армии за убийство мирного гражданина. А мирному гражданину — два с половиной года колонии за то, что мимо шел и не мог смолчать, когда били женщину. Никогда не думала, что буду жить в такой реальности, но вот живу. Рассказываю анекдоты, отмечаю день рождения, покупаю хлеб и брюки. Наверное, так жили и в тридцать седьмом. Человек ко всему привыкает. И к тому, что завтра придут за ним. И убьют без всяких проблем и моральных заморочек.
Нас давят на дорогах, морят в больницах и домах престарелых, бросают в тюрьму без всяких причин, хамят в любом государственном учреждении. И каждый норовит с нас что-то содрать, глядя прозрачными серыми глазами.
Вы заметили, как много развелось вокруг вот этих серых, ничего не выражающих, кроме презрения, глаз? И все меньше тех, кто готов в любых условиях оставаться человеком. Так выглядит ад. Я уверена, так выглядит ад".
"Понятно что проправительственный насквозь Интерфакс не пишет, в чем было дело, — считает Алексей Байков. — Да и формат не располагает. А Мохнаткин всего лишь защитил старуху, которую избивал омоновец. Сам он — случайный прохожий, никакого отношения к оппозиции не имел, как бы там следствие не пыталось из него вылепить "бодигарда Лимонова".
В то время, как блогеры недоумевали по поводу приговора Мохнаткиу, разворачивалась другая, не менее впечатляющая, история. Под дальневосточным городом Спасск неизвестными злоумышленниками был убит милиционер. Чуть позже — обстрелян патрульный автомобиль Toyota Crown. Два милиционера получили ранения. А вскоре даже официальные СМИ заговорили, что не в горах Чечни или Ингушетии, а в русском регионе, Приморье, появился организованный отряд людей, называющих себя "партизанами" и объявивших войну сотрудникам милиции…
Официальной и просто надежной информации об этом феномене чрезвычайно мало. По сети гуляют записи обращений родственников "партизан", которые говорили, что ребята ранее пострадали от милиции и чуть ли не месяцами лежали в больницах с переломанными ребрами, что у одного из них ранее в застенках милиции был замучен родной брат. Что это не то бывшие военные, служившие в спецназе, не то скинхеды-националисты, выпустившие антисемитское обращение, не то просто предприниматели, не поделившие с "крышей" в погонах лесной бизнес. Было непонятно даже, кто возглавлял группу. Но немедленно родилась популярная легенда про "борцов с ментовским произволом", что само по себе показательно и лучше всяких социологических исследований свидетельствует о состоянии и милиции, и судов, и общества, и о том, насколько "достал" людей нынешний произвол.
Появление "лесных братьев", которых, по предварительной информации, было всего пять человек в возрасте 18-22 лет и против которых власти бросили целую армию с танками и авиацией, вызвало огромный общественный резонанс.
Причем жители Приморья не спешили осуждать скрывающихся в лесу преступников. Напротив, Интернет был забит откликами тех, кто восхищался "народными мстителями" из "банды Муромцева", несмотря на совершенные ими убийства и нападения.
На местных форумах люди писали, что готовы оказать всяческую помощь преступникам. Пользователи сходились во мнении, которое, если очистить его от прямых призывов к "уголовщине", можно выразить так: "В фильме про Рэмбо и плохого шерифа ты всегда на стороне Рэмбо".
В краевом УВД, пишет "Комсомольская правда", подобными высказываниями шокированы. "Комментарии вызывают опасения по поводу здоровья общества: оно явно тяжело больно", — сказал газете офицер управления Михаил Константинов. "Люди с пеной у рта доказывают, что милиционеров нужно убивать, а преступники — молодцы. Это ужас какой-то!" — поражается он.
"Народ в Интернете – на 80% за "бандитов", — пишет Андрей Чудинов. — Даже во времена войны фашистов больше, наверное, поддерживали, чем сейчас ментов... Получается, наша власть хуже фашистов?"
"В деревнях народ как в 1942 живет — ни работы, ни денег, жрать толком нечего. И — полиции кругом с автоматами", — вторит ему ЖЖ-юзер donnerwort.
Вы можете оставить свои комментарии здесь