Восемнадцатилетний Максим Васильев был призван в армию 13 декабря 1998 года. Он прошел три военно-врачебные комиссии, которые признали его абсолютно здоровым. Проходить службу Максимн был направлен в железнодорожные войска в Ставропольский край, где умер 24 декабря – через десять дней после призыва, от геморрагического панкреатита. Только 26 апреля 2001 года мать получила в местном военкомате положенное ей извещение о смерти сына, а в Управлении социальной защиты – справку о праве на социальную поддержку (льготы), которыми она пользовалась до 1 марта 2007 года. Тогда ей было отказано в социальной поддержке.
15 февраля 2008 года юрист Фонда "Право Матери" Анна Мукасеева отстояла право матери на льготы в Березниковском городском суде. В том заседании наиболее агрессивную позицию занял не представитель ответчика – территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Березниковскому городскому округу, а представитель третьего лица – местного Управления Пенсионного фонда, который в своем выступлении говорил, что матери Максима меры социальной поддержки не положены, потому что ее сын "не погиб, а умер". Березниковский суд поддержал право матери, однако чиновники подали кассационную жалобу на это решение. 24 апреля 2008 года оно было отменено коллегией Пермского краевого суда.
Президиум Пермского краевого суда, рассматривая надзорную жалобу, согласился с позицией фонда и отметил решение кассационной инстанции. Мать Максима присутствовала на заседании. Когда был оглашен результат, она расплакалась. Ведь дело о ее праве на соцподдержку длилось в суде целый год, и женщина постоянно находилась в напряжении из-за равнодушных чиновников.
Напомним разъяснение фонда "Право матери". В соответствии с пунктом 3 статьи 21 федерального закона "О ветеранах" родители военнослужащих, погибших или умерших при исполнении обязанностей военной службы, имеют право на меры социальной поддержки. При этом согласно пункта 1 той же статьи, меры социальной поддержки предоставляются членам семей, как получающим пенсию по случаю потери кормильца, так и имеющим право на ее получение. Согласно пункта 2 этой же статьи родители погибших военнослужащих имеют право на льготы независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка. Возникновение права на меры социальной поддержки у родителей погибших солдат связано только с гибелью (смертью) их сыновей при исполнении обязанностей военной службы. При этом не имеет принципиального значения, какое слово указано в извещении о гибели: "погиб" или "умер", так как для законодателя это равнозначные понятия.